ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТАДЖИКИСТАНА И РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ

Главная \ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТАДЖИКИСТАНА И РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
← Предыдущая Следующая →
 

Каххоров Давлатали Гаффоровичстарший преподаватель кафедры процессуального права и криминалистики института права ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

«Нация, которая не ценит свой язык, национальное мышление, историю и литературу, обычаи и культурные ценности, не может долго поддерживать устои своей независимости».

Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Р. 

 

Безусловно, решение о приобретении независимого государства для таджикского народа было непростым в период политического хаоса в стране. Можно сказать, что получение независимости таджикским народом – это важное и судьбоносное событие в истории. Как справедливо отметил Лидер таджикского народа, уважаемый Президент Республики Таджикистан Эмомали Р. о том, что «...мечта всех таджиков о достижении национальной независимости сбылась. И в самом деле, никто не мог предположить, что свобода и независимость будут достигнуты так легко. Эта независимость является бесценным даром истории, и на плечи сегодняшнего поколения лежит историческая ответственность за ее сохранение»[1].

В связи с этим, стоит согласиться со многими таджикскими учеными и деятелями о том, что «...никогда не следует говорить, что политическая свобода далась нам легко, ведь до сегодняшнего дня таджикская мать и ее дети видели в ходе истории немало унижений, а таджикский народ на протяжении столетий был лишен собственного государства»[2].

Важно подчеркнуть, что после распада Советского Союза и образования новых государств на постсоветском пространстве, возникли серьёзные проблемы в социально-экономической и политической сферах, которые стали препятствием для развития многих отраслей, включая образование. Эти трудности не обошли стороной и молодое независимое государство Таджикистан.

В 1990 году, когда молодое государство только обрело независимость, говорить о развитии образования и международное сотрудничество в этой сфере было сложно. Кроме того, в Таджикистане начиналась гражданская война, и с каждым днём возрастало политическое давление со стороны незаконных вооружённых банд.

Только 15 мая 1992 года Таджикистан подписал и присоединился к Соглашению о сотрудничестве в области образования. Согласно этому соглашению, участники обязались гарантировать всем лицам, проживающим на их территориях, равные права на образование и его доступность, независимо от национальности или иных различий (ст. 1). Также они гарантировали равноправие всех образовательных учреждений, входящих в их национальные системы образования, независимо от языка обучения (ст. 2)[3]. Это соглашение стало первым шагом между Таджикистаном и Россией в развитии международного сотрудничества в сфере образования.

Для интеграции и внедрения новых образовательных стандартов в системе среднего и высшего образования были подписаны межгосударственные соглашения между двумя стратегическими партнёрами. Например, в рамках Соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма (от 19 сентября 1995 г.) стороны договорились о признании эквивалентности документов государственного образца о среднем (полном) общем и начальном профессиональном образовании (ст.11) Кроме того, стратегические партнёры обязались принимать граждан для обучения в своих образовательных учреждениях (ст. 13)[4].

 С этого момента таджикские абитуриенты получили возможность поступать в российские учебные заведения после окончания средней школы. С 1995 года по настоящее время правительство России издало пять постановлений[5], которые определяют порядок выделения квот, в том числе для таджикских студентов в российских вузах.

За последние пять лет правительство России в рамках сотрудничества с Таджикистаном в области образования выделило 3 542 образовательные квоты для таджикских студентов по различным направлениям подготовки.

 

Таблица 1.

Учебный год

Количество образовательных квот

1

2019-2020

630*

2

2020-2021

630*

3

2021-2022

630*

4

2022-2023

750*

5

2023-2024

902*

 

Приведённые выше статистические данные показывают, что стратегические партнёры активно развивают межгосударственные отношения в сфере образования и исполняют свои обязательства в рамках подписанных соглашений и договоров. Особо следует отметить роль Лидера таджикского народа – Президента Республики Таджикистан Эмомали Р., который сделал систему образования приоритетом для правительства. Это подтверждается государственными проектами в сфере образования, которые были запланированы и успешно реализованы в Таджикистане. В ноябре 2023 г. уважаемый Президент России В.В. Путин, Лидер многонационального российского народа, выразил благодарность Президенту Таджикистана Эмомали Р. за его вклад в развитие русского языка и за развитие гуманитарных отношений между Россией и Таджикистаном. Во время встречи Президент России В.В. Путин пообещал увеличить количество образовательных квот для граждан Таджикистана до 1000 человек в период с 2024 по 2025 год[6].       

  Динамика развития международного сотрудничества в сфере образования между Таджикистаном и Россией приходится на 1997 год, который стал для таджикского народа и всего Таджикистана исторически незабываемым. 27 июня 1997 года правительство Таджикистана и оппозиционная группа (конфликтующая сторона) подписали окончательное мирное соглашение (соглашение о прекращении огня). Лидер таджикского народа Эмомали Р. понимал, насколько важно это соглашение для таджикского народа. Он был готов рискнуть своей жизнью, чтобы достичь мира. Лидер таджикского народа Эмомали Р. также понимал, что «...в современном мире достигает больших успехов та страна, которая уделяет  большое внимание повышению уровня образования в обществе и внедряет в жизнь новую технику и современную технологию...»[7]. Поэтому уже в 1997 году между двумя стратегическими партнёрами было заключено несколько двухсторонних и многосторонних соглашений в области образования[8].

Подписанные двусторонние и многосторонние соглашения открыли новую главу в истории международного сотрудничества между Таджикистаном и Россией. Они не только способствовали сближению образовательных стандартов в системах высшего образования двух стран, но и привели к созданию в Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета[9]. В настоящее время в этом межгосударственном образовательном учреждении обучается около 6 000 студентов из 11 стран.

Таблица 2.

Учебный год

Численность всех обучающихся

(бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура)*

1

2020

6971

2

2021

6697

3

2022

5790

4

2023

5743

 

Для того чтобы помочь будущим студентам адаптироваться к учёбе в межгосударственном университете, на территории Республики Таджикистан была создана специальная школа. В 2007 году после долгих переговоров между правительствами Таджикистана и России было подписано Соглашение о создании российско-таджикской средней образовательной школы при Российско-Таджикском (Славянском) университете[10]. Сегодня в этой межгосударственной школе обучаются до 532 учеников.

Благодаря успешному международному обмену опытом в сфере образования, стратегические партнёры ежегодно пересматривают свою внешнюю политику по отношению друг к другу. В результате этого в 2009 году стратегические партнёры подписали важное двустороннее соглашение об образовании, в частности, о создании и расширении филиалов высших учебных заведений на территориях друг друга[11]. На данный момент в Таджикистане работают три филиала российских вузов:

 

Таблица 2.

Наименование филиала российского учебного заведения

Численность студентов

(за последнее 4 года)

2020

2021

2022

2023

1

Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе*

473

475

477

466

2

Филиал ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в городе Душанбе*

185

185

93

101

3

Филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в г. Душанбе*

823

728

732

830

 

Представленные статистические данные не просто цифры, они наглядно демонстрируют, насколько сблизились образовательные программы и как широко внедряются инновационные методы в сфере образования в Таджикистане за годы независимости. Чтобы помочь профессорско-преподавательскому составу филиалов российских учебных заведений в Таджикистане адаптироваться к новым условиям, было подписано многостороннее соглашение о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов из стран СНГ[12].

После обретения независимости для таджикского научного сообщества радостным и значимым событием стало взаимное признание учёных степеней и званий между Таджикистаном и Россией[13]. Это историческое достижение ещё раз доказывает, что наши страны плодотворно сотрудничают на международном уровне для преодоления гуманитарного кризиса в области образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что подписанные международные договоры, соглашения, протоколы и планы между двумя стратегическими партнёрами, а также позиции российско-таджикских деятелей свидетельствуют о позитивном развитии международного сотрудничества в сфере образования в период независимости. Успешная реализация вышеперечисленных международных соглашений, в первую очередь, направлена на повышение уровня знаний граждан обеих стран. Для более эффективной реализации ряда международных соглашений в области образования, по нашему мнению, профильным государственным органам следует уделить внимание следующим вопросам, требующим решения:

  1. Создание учебно-адаптационного центра для таджикских студентов на базе российских вузов. Было бы полезно заключить отдельное соглашение между странами о запуске пилотного учебно-адаптационного центра для граждан Таджикистана на базе российских вузов. Создание таких пилотных центров при российских вузах оправдано следующими причинами:
    • во-первых, создание таких учебно-адаптационных центров никоим образом не нарушает права и обязанности студентов, не умаляет их честь и достоинство. Напротив, эти центры помогут некоторым таджикским студентам быстрее адаптироваться к новой обстановке и повысить уровень своих знаний;
    • во-вторых, в пилотный учебно-адаптационный центр будут приниматься только студенты с низкими баллами по русскому языку и фундаментальным дисциплинам. Как известно, многие образовательные программы в российских вузах ведутся на русском языке. Возникает вопрос: как таджикские студенты смогли поступить в российские вузы, не зная русского языка? Опыт показывает, что не все таджикские студенты, поступившие в российские вузы, свободно владеют русским языком, не говоря уже о профильных дисциплинах, которые также преподаются исключительно на русском. В некоторых случаях незнание языка становилось причиной отчисления студентов. Речь идёт об отдельных группах студентов. Поэтому профильные министерства двух стран должны разработать пилотный проект создания учебно-адаптационного центра для таджикских студентов при российских вузах. Это необходимо сделать с учётом запросов, поступивших от Россотрудничества и Центра международных программ при Министерстве образования и науки Таджикистана;
    • в-третьих, опыт показывает, что после года обучения в таких центрах иностранные студенты успешно адаптируются к социальной среде университета и улучшают свои знания русского языка, переходя от начального уровня к более продвинутому.
  2. От количества к качеству. Анализ статистических данных показывает, что количество образовательных квот для граждан Таджикистана, выделяемых правительством России, растёт с каждым годом. Это можно считать позитивным развитием международного сотрудничества в сфере образования между нашими странами. За пять лет учебного года было выделено 3 542 квоты для граждан Таджикистана, а на следующий учебный год планируется увеличить это число до 1000. Таким образом, Республика Таджикистан среди государств Центральной Азии лидирует по количеству образовательных квот, которые она получает. Однако, по нашему мнению, сейчас важно не только количество, но и качество знаний, получаемых таджикскими студентами в российских вузах. Качество образовательных программ в российских вузах не вызывает сомнений. Речь идёт о дополнительном контроле со стороны профильных государственных органов Таджикистана. Двум странам необходимо уделить особое внимание специализации образовательных квот. Это означает, что профильные государственные органы Таджикистана должны выявить дефицит специалистов на рынке труда и изучить их востребованность. Этот аспект очень важен для развития экономики страны. В настоящее время таджикские студенты выбирают для поступления в российские вузы специальности, которые:
    • во-первых, можно получить эту специальность, не поступая в российские вузы, прямо в Таджикистане. Сейчас в Таджикистане действует 38 государственных и национальных высших учебных заведений, а также 3 филиала российских вузов. В таджикских вузах работают более 3539 кандидатов наук и более 824 докторов наук. А в филиалах российских вузов в Таджикистане более половины (60%) преподавателей — это высококвалифицированные специалисты из России. Кроме того, образовательные программы, реализуемые в этих учебных заведениях, прошли государственную и международную аккредитацию, что соответствует международным образовательным стандартам;
    • во-вторых, для специалистов такого профиля, мягко говоря, нет места на рынке труда в Таджикистане. Как показывает практика, многие таджикские студенты, поступая в российские вузы по квоте или самостоятельно, испытывают трудности с выбором профессии. Они выбирают специальность, ориентируясь только на наличие бюджетного места. При таком подходе к выбору профессии возможны два варианта развития событий: а) после первого года обучения студенты могут быть отчислены из-за сложности и непонятности учебных дисциплин, связанных с выбранной профессией; б) некоторые студенты могут окончить университет, но не найдут востребованности своей специальности на таджикском рынке труда.

Чтобы избежать проблем, возникающих при реализации международных соглашений в сфере образования, и улучшить качество образования, которое получают таджикские студенты в России, необходимо перейти от количественных показателей к качественным, учитывая специализацию образовательных квот.

  1.  Признание медицинских документов, выданных в Таджикистане, для прохождения дактилоскопии и фотографирования в России. В связи со сложившейся ситуацией стратегическим партнёрам необходимо пересмотреть свои национальные законодательства, чтобы минимизировать необходимость подтверждения медицинских документов при поступлении в вузы.

В соответствии с ч. 7 ст. 57 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[14], при поступлении на обучение по основным профессиональным образовательным программам по определенным профессиям, специальностям и направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие должны пройти обязательные предварительные медицинские осмотры или обследования. Для иностранных абитуриентов, поступающих в российские образовательные учреждения, это означает необходимость пройти медицинские осмотры или обследования и предоставить медицинскую справку по форме № 086/у. Форма этой справки утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 г. № 834н. Согласно этой форме, иностранный абитуриент должен пройти осмотр почти у восьми врачей, чтобы подтвердить свою пригодность и безопасность для окружающих.

Всё это было разумно до того, как вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2021 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Теперь иностранные студенты, которые приезжают в Россию на длительный срок (более 90 суток), обязаны пройти медицинское освидетельствование. После этого их дактилоскопируют и фотографируют. От этой процедуры освобождены граждане Республики Беларусь, иностранные граждане до шести лет, должностные лица международных организаций, главы и члены административно-технического персонала дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в России.

В связи с этим, ситуация вокруг таджикских студентов при поступлении в российских образовательных вузах выглядит следующим образом, что, по нашему мнению, является нецелесообразно:

 

Первый случай:

 

 

Прохождения медосмотра и получения медицинской справки в форме 086/у в Таджикистане.

 

Прибытие на территорию России и перевод нотариально заверенной медицинской справки формы 086/у.

Подача нотариально заверенной медицинской справки по форме 086/у в приёмной комиссии вуза.

Зачисление таджикского абитуриента в вуз.

 

В течение 90 дней необходимо пройти медицинское обследование для государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй случай

Прибытие на территорию России и прохождение медицинского осмотра для получения медицинской справки по форме 086/у.

Подача медицинской справки по форме 086/у в приёмной комиссии вуза.

Зачисление таджикского абитуриента в вуз.

 

 

 
 

 

 

 

                                                

В течение 90 дней необходимо пройти медицинское обследование для государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Как мы уже говорили, независимо от того, где была получена медицинская справка по форме 086/у, абитуриенту из Таджикистана необходимо пройти медицинское обследование для государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования, что является  неправильно. Для получения медицинской справки по форме 086/у абитуриент должен посетить 8 врачей, а затем пройти ещё 12 медицинских исследований и осмотров у специалистов для обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.

Важно подчеркнуть, что многие медицинские исследования и осмотры врачами дублируют друг друга при получении медицинской справки по форме 086/у, сертификата, а также медицинского заключения №1 (об отсутствии факта употребления иностранным гражданином или лицом без гражданства наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов) и медицинского заключения №2 (о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих) [15].

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что для того чтобы избежать дублирования некоторых медицинских исследований и осмотров при поступлении иностранных студентов, в частности, из Таджикистана, в российские образовательные учреждения, необходимо внести изменения в ряд федеральных законов, таких как «Об образовании в Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Усовершенствование этих законов позволит нам установить единый формат медицинского документа, который позволит иностранным студентам поступать в российские вузы и проходить медицинские обследования для обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.  

    

 

Список использованной литературы:

 

а) Нормативно-правовые акты:

  1. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreemenet_cooperation_1992 (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 сентября 1995 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/ agreem_coop_Tadzh_1995 (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  3. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.:  https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/ agreemenet_cooperation_1997 (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  4. Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Таджикистан о сотрудничестве в области образования от 18 марта 1997 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.:https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreem_coop_Tadzh_1997 (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета от 10 июля 1997 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/ agreem_coop_Tadzh_Slav_Univ_1997 (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях деятельности российско-таджикской средней общеобразовательной школы Российско-Таджикского (Славянского) университета от 4 апреля 2007 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.:  https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreem_coop_Tadzh_2007 (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений Российской Федерации на территории Республики Таджикистан и филиалов высших учебных заведений Республики Таджикистан на территории Российской Федерации от 14 декабря 2009 года / Официальный сайт: Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL.:   https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/45412/ (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  8. Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreemenet_cooperation_2007 (дата обращения: 27.06.2024 г.).
  9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании ученых степеней и ученых званий от 03 марта 2023 г. Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation /idokb_2023_252551 (дата обращения: 01.07.2024 г.).
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.07.2024 г.).
  11. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_37868/ (дата обращения: 04.07.2024 г.).
  12. Федеральный закон 25.07.1998 №128-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19562/ (дата обращения: 04.07.2024 г.).
  13. Постановление Правительство Российской Федерации от 28.10.1995 г. №1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» (документ утратил силу).
  14. Постановление Правительство Российской Федерации от 04.11.2003 г. №668 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (документ утратил силу).
  15. Постановление Правительство Российской Федерации от 25.08.2008 г. №638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (документ утратил силу).
  16. Постановление Правительство Российской Федерации от 08.10.2013 г. №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (документ утратил силу).
  17. Постановление Правительство Российской Федерации от 18.12.2020 г. №2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371534/ (дата обращения: 06.07.2024 г.).
  18. Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 г. №834н (ред. от 18.04.2024 г.) «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению». [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175963/ (дата обращения: 04.07.2024 г.).
  19. Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 19.11.2021 г. №1079н «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на наличие или отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), формы бланка и срока действия медицинского заключения об отсутствии факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также формы, описания бланка и срока действия медицинского заключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих» /  Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL.: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300009?index=1 (дата обращения: 04.07.2024 г.).

 

б) Специальная литература:

    1.  Послание Президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмона Парламенту страны от 24 апреля 2010 г. Официальный сайт: Президента Республики Таджикистана. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.president.tj/ru/node/865 (дата обращения: 04.07.2024 г.).  
    2.  Холикзода, А.Г. Мафкураи милли ва хукук (пер. с тадж. язык на русс. язык: Национальная идеология и право). – Душанбе, 2021. – 588 с.
    3. Эмомали, Р. Точикон дар оинаи таърих. Аз Ориён то Сомониён (пер. с тадж. язык на русс. язык: Таджики в зеркале истории. От ориона до Саманидов). – Душанбе, 2009. – 228 с.

 

в) Электронные ресурсы:

                            

  1. Документы по самообследованию за период 2020-2022 гг. / Официальный сайт: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». [Электронный ресурс]. URL.: https://misis.ru/university/documentation/samoobsledovanie/(дата обращения: 30.06.2024 г.).
  2. Информация о численности обучающихся за 2023 г./ Официальный сайт: Филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в г. Душанбе. [Электронный ресурс]. URL.: http://df.misis.ru/sveden/files/info_edu_stud.pdf (дата обращения: 30.06.2024 г.).
  3. Квоту для обучения граждан Таджикистана в вузах РФ увеличили до 1 тыс. / ТАСС. [Электронный ресурс]. URL.: https://tass.ru/obschestvo/17802017 (дата обращения: 28.06.2024 г.).
  4. Лякин-Фролов: Россия выделила Таджикистану 630 квот на обучение в вузах / SPUTNIK Таджикистан. [Электронный ресурс]. URL.: https://tj.sputniknews.ru/20200121/Lyakin-Frolov-Russia-Tajikistan-kvoty-obuchenie-vuzy-1030576576.html (дата обращения: 28.06.2024 г.).
  5. Отчет о результатах самообследования университета / Официальный сайт: ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский университет "МЭИ". [Электронный ресурс]. URL.: https://mpei.ru/AboutUniverse/ OficialInfo/Pages/selfevaluation.aspx (дата обращения 30.06.2024 г.).
  6. Россия выделила абитуриентам из Таджикистана более 630 образовательных квот / Официальный сайт: Комитет Государственной Думы по делам СНТ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. [Электронный ресурс]. URL.: https://komitet.info/cis-parliaments/tajikistan/news/19039/ (дата обращения: 28.06.2024 г.).
  7. Россия увеличит квоту на обучение студентов из Таджикистана / РИА НОВОСТИ. [Электронный ресурс]. URL.: https://ria.ru/20231121/ studenty-1910801300.html (дата обращения: 28.06.2024 г.). 
  8. Российско-Таджикский (Славянский) университет: ситуация, проблемы и перспективы : Аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. (4,3 Мб). – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2023. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I ; 128 Mb RAM ; Windows 98/XP/7 ; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана.
  9. Сенатор Гумерова: Около 30 тысяч студентов из Таджикистана учатся в России / Российская газета. [Электронный ресурс]. URL.: https://rg.ru/2022/11/23/senator-gumerova-okolo-30-tysiach-studentov-iz-tadzhikistana-uchatsia-v-rossii.html (дата обращения: 28.06.2024 г.).
  10. Сколько студентов из Таджикистана учится в российских вузах / SPUTNIK Таджикистан. [Электронный ресурс]. URL.: https://tj.sputniknews.ru/20220418/student-tajikistan-russia-vuz-1047738277.html (дата обращения: 28.06.2024 г.).
  11. Численность обучающихся / Официальный сайт: Филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе. [Электронный ресурс]. URL.:  https://msu.tj/ru/numstudents (дата обращения: 30.06.2024 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Эмомали, Р. Точикон дар оинаи таърих. Аз Ориён то Сомониён (пер. с тадж. язык на русс. язык: Таджики в зеркале истории. От ориона до Саманидов). – Душанбе, 2009. С. 104.

[2] Холикзода, А.Г. Мафкураи милли ва хукук (пер. с тадж. язык на русс. язык: Национальная идеология и право). – Душанбе, 2021. С. 28.

[3] Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreemenet_cooperation_1992 (дата обращения: 27.06.2024 г.). 

[4]Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 сентября 1995 г. / Официальный сайт: ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования». [Электронный ресурс]. URL.: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreem_coop_Tadzh_1995 (дата обращения: 27.06.2024 г.). 

[5] Постановление Правительство Российской Федерации от 28.10.1995 г. №1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» (документ утратил силу); Постановление Правительство Российской Федерации от 04.11.2003 г. №668 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (документ утратил силу); Постановление Правительство Российской Федерации от 25.08.2008 г. №638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (документ утратил силу); Постановление Правительство Российской Федерации от 08.10.2013 г. №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (документ утратил силу); Постановление Правительство Российской Федерации от 18.12.2020 г. №2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».                             

* Россия выделила абитуриентам из Таджикистана более 630 образовательных квот / Официальный сайт: Комитет Государственной Думы по делам СНТ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. [Электронный ресурс]. URL.: https://komitet.info/cis-parliaments/tajikistan/news/19039/ (дата обращения: 28.06.2024 г.). 

* Лякин-Фролов: Россия выделила Таджикистану 630 квот на обучение в вузах / SPUTNIK Таджикистан. [Электронный ресурс]. URL.: https://tj.sputniknews.ru/20200121/Lyakin-Frolov-Russia-Tajikistan-kvoty-obuchenie-vuzy-1030576576.html (дата обращения: 28.06.2024 г.).

* Сколько студентов из Таджикистана учится в российских вузах / SPUTNIK Таджикистан. [Электронный ресурс]. URL.: https://tj.sputniknews.ru/20220418/student-tajikistan-russia-vuz-1047738277.html (дата обращения: 28.06.2024 г.).

* Сенатор Гумерова: Около 30 тысяч студентов из Таджикистана учатся в России / Российская газета. [Электронный ресурс]. URL.: https://rg.ru/2022/11/23/senator-gumerova-okolo-30-tysiach-studentov-iz-tadzhikistana-uchatsia-v-rossii.html (дата обращения: 28.06.2024 г.).

* Квоту для обучения граждан Таджикистана в вузах РФ увеличили до 1 тыс. / ТАСС. [Электронный ресурс]. URL.: https://tass.ru/obschestvo/17802017 (дата обращения: 28.06.2024 г.).

[6] Россия увеличит квоту на обучение студентов из Таджикистана / РИА НОВОСТИ. [Электронный ресурс]. URL.: https://ria.ru/20231121/studenty-1910801300.html (дата обращения: 28.06.2024 г.). 

[7] Послание Президента Республики Таджикистан от 24 апреля 2010 г.

[8] Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г.; Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Таджикистан о сотрудничестве в области образования от 18 марта 1997 г.

[9] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета от 10 июля 1997 г.

* Российско-Таджикский (Славянский) университет: ситуация, проблемы и перспективы : Аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. (4,3 Мб). – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2023. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I ; 128 Mb RAM ; Windows 98/XP/7 ; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана

[10] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях деятельности российско-таджикской средней общеобразовательной школы Российско-Таджикского (Славянского) университета от 4 апреля 2007 г.  

[11] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений Российской Федерации на территории Республики Таджикистан и филиалов высших учебных заведений Республики Таджикистан на территории Российской Федерации от 14 декабря 2009 года.

* Численность обучающихся / Официальный сайт: Филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе. [Электронный ресурс]. URL.:  https://msu.tj/ru/numstudents (дата обращения: 30.06.2024 г.).

* Отчет о результатах самообследования университета / Официальный сайт: ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский университет "МЭИ". [Электронный ресурс]. URL.: https://mpei.ru/AboutUniverse/ OficialInfo/Pages/selfevaluation.aspx (дата обращения 30.06.2024 г.).

* Документы по самообследованию за период 2020-2022 гг. / Официальный сайт: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». [Электронный ресурс]. URL.: https://misis.ru/university/documentation/samoobsledovanie/; Информация о численности обучающихся за 2023 г./ Официальный сайт: Филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в г. Душанбе. [Электронный ресурс]. URL.: http://df.misis.ru/sveden/files/info_edu_stud.pdf (дата обращения: 30.06.2024 г.).

[12] Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 г.

[13] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании ученых степеней и ученых званий от 03 марта 2023 года.

[14] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.07.2024 г.).

[15] Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 19.11.2021 г. №1079н «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на наличие или отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), формы бланка и срока действия медицинского заключения об отсутствии факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также формы, описания бланка и срока действия медицинского заключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих» /  Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL.: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300009?index=1 (дата обращения: 04.07.2024 г.).

 

Каххоров Д.Г.